«Культурное впечатление» от Екатерины Майдибор

«Культурное впечатление» от Екатерины Майдибор

6
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
«Культурное впечатление» от Екатерины Майдибор

Постоянная рубрика «Культурное впечатление» дает нашим читателям, представителям делового сообщества Сибирского региона, отличную возможность обменяться яркими культурными впечатлениями на страницах нашей газеты и портала ksonline.ru. Поводом для публикации могут стать посещение концерта, спектакля или выставки, прочитанная книга, новый фильм или благотворительная акция. Главное, чтобы вам это действительно было интересно. Свои отзывы присылайте по адресу ks@sibpress.ru. Своими музыкальными впечатлениями поделилась директор ООО «СибФитнес» Екатерина Майдибор. Как опероман со стажем она не смогла пройти мимо резонансных постановок двух нестоличных театров, которые ознаменовали открытие российского театрального сезона. Екатерина побывала в Перми и Екатеринбурге и написала об опере так, что позавидует иной критик.

* * *

Екатерина Майдибор, директор ООО «СибФитнес»

Опера «Сатьяграха», Екатеринбург

Итак, 18 сентября в Екатеринбургском ГАТОиБ состоялась российская премьера знаменитой оперы американского композитора Филипа Гласса «Сатьяграха». Произведение для двух сопрано, двух меццо-сопрано, двух теноров, баритона, двух басов, четырех драматических актеров и смешанного хора и оркестра (без медных духовых, но с электроорганом) посвящено Махатме Ганди и его идее «ненасильственного сопротивления». Опера в трех действиях не имеет сюжета, а каждый акт посвящен исторической фигуре, оказавшей влияние на мировоззрение Ганди или ставшей последователем его идей: Лев Толстой, Рабиндранат Тагор, Мартин Лютер Кинг. «Сатьяграха» (санскрит. — стремление к истине) — часть оперной трилогии Филипа Гласса, темой которой стали люди, переломившие, по его мнению, ход истории: ученый Энштейн, политик Ганди и религиозный деятель Эхнатон. Написанная в 1979 году «Сатьяграха» ставилась в оперных домах Европы и США. В России же произведение автора «музыки с повторяющейся структурой» воплощено на оперной сцене впервые. Мое знакомство с музыкой Гласса началось с кинофильмов. Он пишет много музыки для голливудских картин, например, к художественной ленте «Кундун» о XIV Далай-ламе Тензине Гьяцо. В 2009 году я впервые услышала Гласса вживую. На творческом вечере Игоря Зеленского в НГАТОиБ балет «Шепот в темноте» на музыку этого композитора худрук балета танцевал не под фонограмму, а под живое исполнение оркестра театра. Известие о том, что постановка в Екатеринбургском оперном будет не переносом уже поставленного спектакля, но, по требованию Гласса, оригинальной новой версией, восхитило смелостью и решительностью руководства и артистов театра. Опера «Сатьяграха» единственная, чье либретто написано на санскрите. «Этого я достиг сегодня. Это желание утолю завтра. Это богатство уже мое, а это станет моим в будущем…» Текст, написанный на языке «Бхагаватгиты», хор и солисты с весны разучивали с коучем из Санкт-Петербурга. С ролью Ганди прекрасно справился приглашенный солист НГАТОиБ Владимир Чеберяк, знакомый новосибирцам по партии Фауста. Есть такие роли, ради которых артисты чем-то жертвуют. Для Владимира такой стала роль Ганди. Ради нее он специально побрился наголо, и теперь арии Германа ему приходится исполнять в парике. Хор театра под руководством Эльвиры Гайфуллиной поразил виртуозным пением в положении лежа, сидя, спиной к залу, шествуя по зрительному залу. Дирижер Оливер фон Донахью вместе с оркестром екатеринбургского ГАТОиБ вели трехчасовое «колесо» музыки Гласса так искусно, словно это не была их первая встреча с американским минимализмом. Режиссер-постановщик Тадеуш Штрасбергер вместе с художником по свету Евгением Виноградовым, видеохудожником Ильей Шушаровым и художницей по костюмам Матти Ульрич создали на сцене волшебное медитативного пространство, словно сошедшее с холстов индийских ритуальных изображений. На фоне красот абстрактной Индии и ее сердца Ганга разворачиваются совсем не пасторальные картины борьбы индусов против законов, ограничивающих их права. В третьем действии в ткань оперы вплетается запись речи Мартина Лютера Кинга 1963 года «У меня есть мечта» — о равенстве белых и черных жителей североамериканских штатов. Сосредоточение на музыке и сценографии действительно напоминает медитацию, время летит незаметно. И вот действие на сцене словно по спирали возвращается к своему началу, занавес закрывается. Стою, ошеломленная музыкой, действием, цветом, светом. Отбиваю ладони в бурных овациях и радуюсь, что теперь и в нашем отечестве есть свой, воплощенный на екатеринбургской сцене и не фестивальный, а вполне себе репертуарный Гласс.

Опера «Дон Жуан», Пермь

За исторически информированным исполнением Моцарта теперь принято приезжать в Пермь. Музыкальные критики уже называют ее и театр оперы и балета «местом силы оперных 2010-х», а такой редкостный феномен, как «пермский Моцарт», известен далеко за пределами России. Итак, 21 сентября в Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского состоялась премьера оперы «Дон Жуан», завершающая амбициозный проект постановок оперного триптиха Моцарта на либретто Лоренцо да Понте. Три года назад художественный руководитель театра Теодор Курентзис начал работу с оперы «Так поступают все женщины», затем была «Свадьба Фигаро» — и вот наконец долгожданный «Дон Жуан». Над спектаклями трилогии работали разные постановочные команды, спектакли различаются стилистически. Неизменными остаются отточенное исполнение партитур Моцарта в низком строе, головокружительные темпы на барочных инструментах музыкантами оркестра MusicAeterna, фантастическая работа одноименного хора и ювелирный кастинг певцов. В последней постановке роль Дон Жуана в составе 21 сентября досталась итальянскому бас-баритону Симоне Альбергине. Новосибирский зритель имел возможность оценить его певческие и актерские таланты в постановке НГАТОиБ «Свадьба Фигаро» в 2006 году. Две пермские оперные дивы, Надежда Павлова и Наталья Кириллова, пленяли колоратурами и безвибратным пением. Тенор Бори Рудак (герой камерного цикла Шуберта-Цендера «Зимний путь») в роли пацифиста Оттавио — тоже представитель пермского оперного. Хитромудрый Мазетто — бас-баритон Юрий Кисин — выпускник Пермского музыкального училища, ныне живущий во Франции. Партию Церлины технично исполнила постоянная участница проектов Теодора Курентзиса Фанни Антонелу. Итальянский баритон Гвидо Локонсоло покорил публику знаменитой арией «Вот, извольте, список красавиц». Эффектно уводил Дон Жуана в ад молодой финский бас Мика Карес в роли Командора. Речитативам певцов виртуозно аккомпанировала группа continuo под руководством мастера хаммерклавира Джори Виникура. В Перми была представлена венская версия оперы, дописанная Моцартом после премьеры в Праге в 1787 году. В пермской версии впервые в России исполнен иронический дуэт Церлины и Лепорелло «Грудь наполняется отрадой мщенья! Так, так с мужчинами нам должно поступать!». Сценическое воплощение истории о севильском повесе худрук пермской оперы доверил даме — аргентинке, участнице испанской постановочной группы La Fura dels Baus Валентине Карраско. Разнообразные технические приемы группа использует для размывания границ между сценой и зрителями. В постановке Валентины нет героев. Есть много манекенов, пластмассовых рук, ног и тел и несколько «вроде бы людей», напоминающих сюрреалистичных кукол Ханса Беллмера. Все участники действа опутаны бандажами, протезами, цепями, замками, открыть которые невозможно. Лишь Дон Жуан как-то обходится без внешних подпорок. Его мятно-зеленый с красным подбоем костюм радует глаз на фоне серо-коричневых стеллажей склада пластмассовых витринных кукол, ящиков и кривых зеркал. В этих условиях персонажи оперы пытаются как-то коммуницировать, но открывают рот лишь для того, чтобы показать желание своей власти над другим. Протезы и бандажи создают иллюзию избавления от изъянов духа. Дон Жуан отличается от остальных тем, что осознанно принимает себя целиком, со всеми изъянами. Он не желает играть ожидаемые другими конформные роли. И в рамках морали манекенов он находит лазейки для самовыражения. Конец первого акта расцвечивает разноцветная гурьба неформалов, веселящаяся в доме Жуана и водружающая над всеми транспарант Viva la Liberta! Это раздражает общество пластмассовых людей. Их раздражает и музыка Моцарта. Человек в сером плаще врывается в оркестровую яму, отталкивает дирижера, рвет и топчет партитуру. В это время на сцене люди-манекены избивают тех, на ком нет бандажей. Полное спокойствие для них наступает лишь тогда, когда Дон Жуан отважно делает смертельный выбор, отвечая на рукопожатие пластмассового Командора. Жуана душат бандажами и съедают, как это делалось в примитивных обществах, в надежде обрести все лучшие качества умершего вождя племени. Но этот ритуал не приносит облегчения его гонителям — они лишь приумножают количество пут на своих телах. У Карраско и Курентзиса получается полная перипетий живая история, в конце переходящая в реквием. Пермский театр оперы и балета — единственный в России, где сегодня представлены все оперы Моцарта на либретто Лоренцо да Понте. У неравнодушных зрителей есть уникальная возможность в конце ноября вновь услышать исполнение всей трилогии в Пермской опере. Не правда ли, 1900 км для сибиряка не крюк?

Комментарии

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ